История региона

Во XVIII-XVI вв. до н. э. в степных районах Челябинской области существовала развитая протогородская цивилизация, получившая название «страна городов» (историко-археологический заповедник «Аркаим»). Племена, населявшие эту территорию, занимались земледелием, использовали бронзовые и медные орудия. Свидетельство высокого уровня развития культуры — палеолитическая «картинная галерея» в Игнатиевской пещере. В 1 тыс. н. э. здесь проживали тюркские и угро-финские племена.

В средневековье по Южному Уралу проходило пограничье Золотой, Синей и Белой орд, Казанского, Сибирского и Ногайского ханств, затем – башкирских племен и казахских жузов. В XVIII в. началась русская колонизация края. С 1743 центр провинции – Челябинск. 15 марта 1744 была образована Оренбургская губерния, в состав которой вошли Исетская и Уфимская провинции. Во второй половине XVIII в. активно развивается промышленность, вокруг заводов возникают новые города: Нязепетровск, Касли (1747), Златоуст (1754), Катав-Ивановск (1758), Кыштым (1757), Сатка, Юрюзань, Усть-Катав (1758), Миасс (1773). Здесь разворачивались события крестьянского восстания 1773-75 гг. В феврале 1774 армия Е. Пугачева заняла Челябинск, но под натиском царских войск ушла к уральским заводам.

В середине XIX в. оренбургское казачество начало активно осваивать степные районы Южного Урала. Населенным пунктам давали наименования, связанные с местами побед русских войск: Варна, Фершампенуаз, Бородино, Париж и др. В середине XIX в. Челябинск стал центром ярмарочной торговли Урала (здесь шла торговля хлебом и скотоводческой продукцией). После строительства Транссиба (1891-1916) Челябинский край стал крупнейшим транспортным центром, связавшим Центральную Россию, Урал и Сибирь в единое целое.

3 ноября 1923 Челябинская губерния вошла в состав вновь образованной Уральской области. 17 января 1934 года Уральская область была разукрупнена, в результате чего была образована Челябинская область. В дальнейшем площадь области неоднократно уменьшалась. Так, в период с 1938 по 1943 год из Челябинской области переданы в состав Свердловской области семь районов. После передачи 32 районов в состав вновь образованной Курганской области с 6 февраля 1943 года границы области практически не менялись.В годы Великой Отечественной войны Челябинская область в буквальном смысле слова стала кузницей Победы, обеспечивая фронт металлом, боеприпасами и боевой техникой.

Современный Челябинск - крупный промышленный мегаполис, деловой, научный и культурный центр Южного Урала. По индустриальной мощи он находится в первой пятерке городов страны. Это крупнейший транспортный узел, связанный путями сообщения со всем евразийским континентом. В южноуральской столице действует междуна­родный аэропорт «Челябинск», проходят федеральные автомагистрали М5, М36, М51. Челябинское отделение Южноуральской железной дороги - крупнейший транспортный узел Транссибирской магистрали. Челябинск входит в тройку российских мегаполисов с наиболее развитой транспортной инфраструктурой. Пассажирские перевозки осуществляются троллейбусами, трамваями, автобусами, маршрутными и легковыми такси. Ведется строительство метро.

Какое будущее ждет Крым?