В детсадах Челябинска создадут группы для детей мигрантов по изучению русского языка

В преддверии Международного дня родного языка эксперты филологии и педагогики обсудили проблемы грамотности населения Южного Урала. Особенно остро стоит проблема обучения русскому языку детей мигрантов, их количество ежегодно увеличивается на 1,3%. Однако до сих пор не созданы специальные обучающие программы и учебники для них. По мнению экспертов, снижение уровня грамотности началось в 90-е годы. Сейчас по базовому учебному плану школьникам старших классов отводится час на изучение этого предмета. Такая же ситуация сложилась в вузах на нефилологических специальностях, сообщает aktualno.ru.

Кроме того, снижению уровня грамотности способствует интернет-сленг и большое количество заимствований иностранных слов, которые многие подростки воспринимают как эталон. «Заимствования начинаются с использования междометий «вау!», «окей!», причем очень часто мы бессознательно применяем их в речи. Это опасно тем, что мы, заимствуя подобные выражения, впитываем другую культуру», – рассказала корреспонденту ИА «Актуально» доктор филологических наук, профессор ЧелГУ Елена Голованова. Особо остро стоит проблема обучения русскому языку детей мигрантов, приживающих на территории Челябинской области. Всего в южноуральских школах обучаются представители около 40 национальностей, а ежегодно количество мигрантов увеличивается на 1.3 %. В федеральном перечне учебных пособий есть несколько рекомендуемых учебников «Русский язык для школ с русским неродным и родным нерусским языком», в них особое внимание уделяется фонетике и формированию языковой компетентности. Кроме того, в дошкольных образовательных учреждения планируется создать специальные адаптационные группы для детей иностранцев. «Проблема в том, что у нас нет национальных детских садов и школ. Более того, погружение в языковую среду будет более эффективным, если дети-мигранты будут обучаться вместе с русскими», – пояснила зав.кафедрой языкового и литературного образования ЧИППКРО Татьяна Соловьева. Необходимость заключается не только в том, чтобы помочь освоить русский язык для общения, но и для сдачи ЕГЭ детьми мигрантов.

В связи с этим, необходимы специальные учебники и подготовленные специалисты. Разработка подобных проектов намечена на текущий год. «Проблем здесь очень много. Во-первых, дети имеют разный уровень подготовки, во-вторых, их родные языки принадлежат к различным языковым группам. У каждого свои потребности: кому-то нужно только владеть русским языком, а кому-то продолжать образование в вузах», - пояснил начальник отдела общего и специального коррекционного образования минобрнауки Челябинской области Михаил Елагин. На сегодняшний день основная проблема заключается в подготовке специализированных кадров. Для этого министерство образования Челябинской области готовит договор о сотрудничестве с Российским университетом дружбы народов. В финале встречи участники отметили, что изучение русского языка не должно заканчиваться на получении диплома или аттестата. По мнению экспертов, самый доступный способ повышать грамотность – чтение русской классики не менее 100 страниц в день.